- «Могучая кучка»
-
"МОГУ́ЧАЯ КУ́ЧКА" ("Новая рус. муз. школа", "Балакиревский кружок", "Пятерка") — творч. объединение рус. композиторов, сформировавшееся в 60-е гг. 19 в. Постоянными в течение длит. времени были пятеро музыкантов: М. А. Балакирев (1837—1910), А. П. Бородин (1833—87), Ц. А. Кюи (1835—1918), М. П. Мусоргский (1839—81), Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908), в разное время к ней присоединялись А. С. Гуссаковский (1841—75), Н. Н. Лодыженский (1843—1916) и др. Определение группы музыкантов как "М. К." было дано В. В. Стасовым (ст. "Славянский концерт г. Балакирева", 1867). Форма творч. содружества, объединяющего единомышленников в области лит-ры и иск-ва, была весьма характерна для России во 2-й пол. 19 в. ("Т-во передвижных худож. выставок" и пр.).
Становление и развитие "М. К." проходило в несколько этапов: сначала формирование, объединение музыкантов под рук-вом Балакирева, выработка общей эстетич. платформы (1855—62); затем расцвет содружества, отмеченный близостью творч. позиций, общностью худож. принципов (до 1871 — года начала работы Римского-Корсакова в конс.); наконец, сохранение верности общим идеалам с одновр. усилением индивид. позиций творчества, ослаблением непосредств. личных связей (70-е гг. — до 1881, года смерти Мусоргского). Но и после формального распада "М. К." каждый из членов оставался верным ее эстетич. принципам.
Основной творч. задачей содружества было утверждение в иск-ве нац. принципов, продолжающих традиции М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Идея национального предполагала воссоздание рус. тематики в произв. разных жанров; использование богатейшего муз.-литературного фольклорного наследия; опору на рус. песенность как основной источник муз. тематизма; собирание, обработку и пропаганду нар. песен; создание новых типов произв., соединяющих традиционные европ. муз. формы с приемами выразительности, идущими от рус. иск-ва, и т. д. В творчестве каждого из "кучкистов" воплощение данных принципов осуществлялось в значит. мере индивидуально, благодаря чему именно во 2-й пол. 19 в. были заложены мн. новые направления рус. музыки. Традиции "кучкизма" оказались плодотворными, следование им отмечается в дальнейшем у мн. композиторов России, в частн. А. К. Глазунова, А. К. Лядова и др.
Лит.: Гордеева Е. М. "Могучая кучка". М., 1966.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.